Меню сайта
Каталоги
Категории раздела
Чтение с увлечением [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Копилочка идей "Чтение с увлечением" » Чтение с увлечением [ Добавить статью ]

Повесть "Звездопад" в жизни и творчестве В.П.Астафьева

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………...2-6. Глава 1. Биография В.П. Астафьева……………………………………………………...7-10 Глава 2. Повесть «Звездопад» в творчестве В.П. Астафьева…………………..……..11-14. Глава 3. Литературный жанр произведения «Звездопад»……………………………..14-16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….17-18. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..19-21. ВВЕДЕНИЕ Мне дорог мой народ, мое Отечество. Все, что у него болит, болит и у меня. Но у меня болит еще, помимо всего прочего, когда врут. Когда врут бесконечно, - это уже привычный климат лжи. Я думаю, что общество, которое столько пролило крови, столько страдало, достойно уважения правдой, оно должно жить ощущением правды. В. Астафьев Творчество Астафьева - целостное явление, в основе которого лежит мировоззренческая эволюция писателя. Следование путем Правды в непростые годы идеологических догм, путь по затесям, сделанный народным сознанием на основе его традиций, веры, нравственности, ошибок и надежд. Есть и жесткая «зашлакованность» комплексами сиротства и безотцовщины. Наконец - война! Война - главное событие в жизни Астафьева, определившее характер самой жизни писателя, главные темы и мотивы в его творчестве. Война стала испытанием проверенных жизненными невзгодами на величие подвига и низость солдат. Война - это концентрированный опыт, это возможность познавать человека в течение трех дней как за три года в мирное время. «Я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать» . Опыта войны Астафьеву хватило на всю творческую биографию. Проза В.П. Астафьева, одного из крупнейших русских писателей второй половины XX века, является важным объектом исследования для современного литературоведения. Сегодня особый интерес представляют как анализ творческой эволюции писателя, так и осмысление литературно-художественного и философского контекста, в котором создавались астафьевские произведения. Творчество писателя уже не раз было предметом монографического изучения, также как и его повесть «Звездопад». В работах А.Н. Макарова, Н.Н. Яновского, В.Я. Курбатова, Т.М. Вахитовой, А.П. Ланщикова, А.Ю. Большаковой, С.В. Переваловой, в диссертациях, научных статьях, докладах исследовались характерные для писателя темы, отдельные жанры, поэтические особенности произведений, философское наполнение его творчества. В мере, необходимой для решения поставленных исследователями задач, в этих работах рассматривались вопросы художественного своеобразия, влияния традиций, взаимодействия творчества В. Астафьева с современной литературой. Однако полного анализа повести о войне «Звездопад» в объёме, позволяющем определить место писателя в литературном процессе второй половины XX века, в этих работах произведено не было. В свете сказанного тема нашего исследования «Повесть «Звездопад» в жизни и творчестве В.П. Астафьева» звучит актуально. Назрела потребность современного прочтения наследия В. Астафьева, а именно этого произведения о Великой Отечественной войне, с учётом общественно-политических и историко-литературных реалий его эпохи в широкой социально-исторической перспективе, в аспекте современного «итогового» взгляда на вершинные достижения отечественной прозы XX века. Актуальность темы исследования не может быть оспорена, так как творчество Астафьева изучается, проводятся многочисленные «астафьевские чтения» и конференции. Актуальность работы обусловлена рядом обстоятельств, важнейшим здесь является то, что вокруг произведений Астафьева велись жесточайшие споры. Последние произведения Астафьева были созданы в новых условиях развития русской литературы, в напряженный период перестроечно-реформаторской деятельности, в период ломки приоритетов и ценностей. Эти изменения отразились на всей астафьевской прозе. Объект исследования – художественный текст повести «Звездопад» В. Астафьева. Предмет – жанр и проблематика в повести «Звездопад» В.П. Астафьева. Цель исследования – изучить и описать жанр и проблематику в повести «Звездопад» В. Астафьева. Данная цель исследования реализуется в следующих конкретных задачах: 1. Изучить биографию В. Астафьева, выявить особенности жанра и определить степень биографичности данного произведения. 2. Определить место и значение повести в литературном процессе конца ХХ века. 3. Выявить с позиций конкретно-исторического подхода общественно-политические, нравственно-психологические, этико-философские особенности указанного произведения. 4. Рассмотреть конкретные вопросы поэтики повести (особенности жанра, концептуальную картину мира и ее воплощение). 5. Провести анализ и обобщение проведенного исследования. Материалом для исследования послужило художественное произведение В. Астафьева о войне повесть «Звездопад». Решение задач исследования потребовало работы с литературными журналами: «Урал», «Новый мир», «Литературное обозрение» и др., а также критической, литературоведческой и лингвистической литературы. Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачёва, Г.Н. Поспелова, а также работы отечественных литературоведов и лингвистов, обращавшихся к творчеству В. Астафьева. Работа является историко-литературной работой. При анализе используются историко-функциональный, текстологический, системно-типологический, сопоставительный, биографический методы исследования. Научная новизна. В литературной критике анализ военных повестей, чаще всего имел религиозный характер, литературоведы рассматривают произведения автономно. Новизна работы в том, что в ней рассматривается повесть «Звездопад» в творчестве Астафьева. Мы рассматриваем повесть Астафьева в нескольких аспектах и с разных точек зрения. Научная новизна работы состоит еще и в попытке современного концептуального прочтения повести В. Астафьева на историко-литературном фоне эпохи, с учётом идеологических и политических реалий времени, и оценке его значения для развития отечественной литературы. Сложность темы исследования подтверждается неоднозначными позициями критики, исследующей творчество писателя и его последние произведения. Здесь необходимо упомянуть позиции - Л. Аннинского, А. Ланщикова, П. Басинского, И. Борисовой, В. Бондаренко, А. Боброва, И. Дедкова, И. Штокмана, Ф. Кузнецова, В. Курбатова, Ю. Карабчиевского, А. Большаковой. Наиболее авторитетными для нас являются исследования Н.Л. Лейдермана. К исследованию привлечены также мемуарные и эпистолярные источники, публицистика писателя, проза его современников и произведения русской классической литературы. Идеологическая и стилевая близость В. Астафьева к «военной» и «деревенской» прозе не означала для него «растворения» в них. Наиболее значимые произведения В. Астафьева имеют оригинальное звучание потому, что они являются вполне осознанными «репликами» писателя в идеологическом и жанрово-стилевом диалоге литературы 1950 - 2000-х годов. Литературный контекст этого времени не только влиял на писателя, но и сам испытывал его воздействие. Отмечена сложная эволюция мировидения В. Астафьева, трансформация его религиозных взглядов, модификация постоянных тем и мотивов, определена типология героя. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении критериев творческой индивидуальности, взаимодействия и эволюции родственных и отдаленных художественных систем, в конкретизации понятий «литературный жанр», «контекст», «традиции», «художественный метод» и «стиль» писателя. Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут стать основой для научных комментариев и использоваться в лекционных курсах, спецкурсах, на специальных семинарах и в процессе изучения литературы в школе. Работа представляет интерес для педагогов. Данная работа прошла апробацию на школьной конференции по защите научно-исследовательских работ. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 29 наименований. Общий объем исследования 20 страниц. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновываются актуальность, научная новизна, практическая значимость работы; определяются объект и предмет исследования, формулируется его цель и задачи, указываются методы исследования. Первая глава «». В первой главе работы рассматривается биография В.П. Астафьева. Вторая глава «Повесть «Звездопад» в творчестве В. Астафьева». Во второй главе работы мы рассматриваем повесть Астафьева «Звездопад», прослеживаем изменение в мировоззрении и творческих средствах автора, его точку зрения на войну. Рассматриваем на материале литературной критики и воспоминаний о писателе, творческую историю этого произведения, прослеживаем его связь с предшествующим творчеством Астафьева, выделяем позицию автора и формы ее воплощения. Особое внимание придается анализу противоречивых литературно-критических и читательских оценок, отношению к ним писателя. В главе исследуется произведение о войне. Глава третья «» В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы, обобщающие проведенный анализ. Намечаются перспективы дальнейшего исследования творчества писателя в избранном направлении. ГЛАВА 1. Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», – напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение под названием «Жив!», напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, – напишет спустя годы В. П. Астафьев. – Дитя, по выражению деда Павла, «не рожено, не прошено, папой с мамой брошено», тоже куда-то девалось, точнее – откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры». Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает в ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал – они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен. Осенью 1945 года В.П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой – рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину, город Чусовой на западном Урале. По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, дежурным по вокзалу станции Чусовой, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, – время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года – сын Андрей. В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек»; впоследствии он переработает его в рассказ «Сибиряк». В этом же году Астафьев перешел на должность литературного работника газеты. За четыре года работы в газете «Чусовской рабочий» он написал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов. В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов – «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он издает еще две книги для детей, печатает очерки и рассказы в альманахах и периодике. С апреля 1957 года Астафьев — спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве. Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести «Перевал» и «Стародуб», повесть «Звездопад», написанная на одном дыхании всего за несколько дней, приносят ему широкую известность. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду. 60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть «Кража», новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон». В 1968 году повесть «Последний поклон» выходит в Перми отдельной книгой. Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» — «любимое свое детище». А осуществил свой замысел почти через 15 лет — в три дня, «совершенно обалделый и счастливый», написав «черновик в сто двадцать страниц» и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале «Наш современник» в 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры. В 1975 году за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» В.П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. К 1965 году начал складываться цикл затесей – лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» выходят отдельной книгой в издательстве «Советский писатель». К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия. Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба», жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности, даже в тех главах повести, где очевиден вымысел. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Публикация глав «Царь-рыбы» в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы «Норильцы», опубликовал ее в 1990 году под названием «Не хватает сердца». Полностью «Царь-рыба» была опубликована только в 1993 году. В 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства – рождаются новые главы к «Последнему поклону». Повесть о детстве — уже в двух книгах — выходит в 1978 году в издательстве «Современник». С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им написаны роман «Печальный детектив» и множество рассказов. Главный герой романа, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. В 1989 году за выдающуюся писательскую деятельность В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. 17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю. Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве – рождаются новые главы «Последнего поклона», и в 1989 году он выходит в издательстве «Молодая гвардия» уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы — «Забубенная головушка» и «Вечерние раздумья». «Животворящий свет детства» потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда. На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне — роман «Прокляты и убиты»: часть первая «Чертова яма» (1990-1992) и часть вторая «Плацдарм» (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику. В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-1945 годов. Должна была появиться и третья часть романа, однако в 2000 году автор заявил о прекращении работы над книгой. В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф». В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России. С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 годах пишет — тоже «военную» — повесть «Обертон», в 1997 году он завершает повесть «Веселый солдат», начатую в 1987 году, — война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат — это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни. В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. У Астафьева было издано три прижизненных собрания сочинений в трех, шести и пятнадцати томах. Последнее, с подробными комментариями автора к каждому тому, вышло в 1997-1998 годах в Красноярске. Умер Астафьев 29 ноября 2001 года в селе Овсянка, похоронен там же. Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла. Непосредственное отношение к фантастике в творчестве Астафьева имеют только отдельные главы «Царь-рыбы», притча «Ельчик-бельчик» и рассказы «Наваждение», «Первый комиссар», «Светопреставление» и «Ночь космонавта». ГЛАВА 2. За многие годы литературной работы Астафьев очень осторожно подходил к военной теме: писал о госпиталях, тыле, вспоминал отдельные эпизоды солдатской жизни, рассказывал о нелегкой жизни фронтовиков после войны, но никогда в его произведениях не было «прямого» показа военных событий. О жизни на передовой солдаты лишь вспоминали в длинных очередях на перевязку, вспоминали скупо, с болью, слезой и горьким словом (рассказы «Ясным ли днем», «Сашка Лебедев», «Индия» и др.). Слишком велика была ответственность перед живыми и горька память перед мертвыми. «Тема войны для меня святая,- писал Астафьев,- отношусь к ней с повышенной строгостью, считаю, что касаться ее можно только с душевным трепетом, с поклоном до земли людям, которые прошли ее долгими дорогами, с неутихающей болью о тех, кто остался на этих дорогах вечно» . «Налет сентиментальности» всегда ощущается в произведениях Астафьева, а его появление всегда связано с главным героем, ибо любимый герой писателя – человек нежной и чувствительной души, отзывчивого и ранимого сердца. Начиная с «Перевала», а далее в «Стародубе», «Звездопаде», «Пастухе и пастушке» Астафьев пытается использовать личный опыт в большинстве своем в качестве исходного «материала», на основе которого выстраивается система художественной реальности. Повесть «Звездопад» была написана во время учебы на Высших литературных курсах (и на лекциях, в частности) «без отрыва», за несколько дней. «Звездопад» (1960, вторая редакция – 1972). В повести много автобиографического. Главный герой – Михаил тоже сибиряк, воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов, как и сам автор. Произведение пронизано глубоким лиризмом. Тема любви звучит с первых строк. Автор далек от романтизма. Эта любовь не предстает как что-то уникальное земное. Астафьев описывает и разоренный город, народ, живущий в постоянной нужде. Мы видим этот разрушенный город и госпиталь глазами молодого человека, поэтому повесть кажется оптимистичной. Она напоминает исповедь. ««Звездопад» трудно предсказать», - говорит А. Макаров . Нравственно-философское содержание повести широко. Первые же фразы повествования в повести «Звездопад» определяют интонацию и содержание всего последующего разговора: «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам» . Бесхитростная, казалось бы, история любви девятнадцатилетнего солдата к палатной сестрице одного из тыловых госпиталей. Ни батальных сражений, ни панорамных описаний, - практически ничего из обычного арсенала военной прозы того времени. Война в повести выступает как фон, необходимый для наибольшей достоверности воскрешения состояния героя, пришедшей к нему любви. В повести автор, как никогда до этого и после, отделен от воздействия времени, его проблем, мотивов. Здесь использован прием «свертывания» пространственно-временных обозначений: война - госпитальная палата – наркозное забытье. Мир героя замкнут и равновелик самому себе. При всей видимости трагизма положения, вызванного войной, в повести господствуют потоки радостной, жизнеутверждающей энергии. Связано это, прежде всего с «непреднамеренностью» как свойством текста, естественностью и органичностью изложения, а не оценивающего сознания, с отсутствием целеполагающего вектора. Если в более ранних работах ведущим мотивом является воспоминание, то в повестях и рассказах определяющим моментом становится потребность обсудить происходящее, поделиться «задушевной мыслью» . В "Звездопаде" нет тех публицистических обвинений по адресу виновников войны. Они, эти объяснения, как бы закладываются в судьбы разных героев. Читатель задумывается, долгая ли жизнь суждена неунывающему Рюрику Ветрову, у которого ран на теле столько же, сколько ему лет, – девятнадцать и который во сне продолжает командовать своей минометной батареей? Вернутся ли к нормальной жизни контуженые, которых в тыловом госпитале всех зовут одинаково – "Иванами". Ведь никто из них не помнит своего имени. "Ни одного ранения нет на теле контуженного, а он все равно что не человек. Человек, не чувствующий боли, вкуса пищи, забывший грамоту и даже мать родную – разве это человек? Все выбито, истреблено" . Коротенькая история любви-расставания Мишки Ерофеева и студентки-медички Лиды также порождена войной. Какое будущее у молодого солдата, который воевал и еще не успел обзавестись ни образованием, ни профессией? Неизвестно, останется ли он в живых или вернется с ранением. Мишке приходится согласиться с трезвым житейским расчетом Лидиной матери, хотя разрыв мучителен для влюбленных. На всю жизнь остается лишь грустное воспоминание о первой любви: "…тому, кто любил и был любим, счастьем есть сама память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже о тебе думающий, и, может, в жизни этой суетной и трудной ему становится легче средь серых будней, когда он вспомнит молодость свою, – ведь в памяти друг дружки мы навсегда останемся молодыми и счастливыми. И никто никогда не повторит ни нашей молодости, ни нашего счастья, которое кто-то назвал "горьким". Нет-нет, счастье не бывает горьким – неправда это! Горьким бывает только несчастье" . Ранний Астафьев не сразу решается на прямое изображение фронтовых событий. Словно опасается неосторожным словом оскорбить тех, рядом с кем воевал, и тех, кого "приходится хоронить вдоль долгих дорог войны". Общим и главным в произведении является разрушающая сила войны и ее осуждение. ГЛАВА 3. Литературный жанр (фр. genre – род, вид) - это сложившийся в процессе развития художественной словесности вид произведения. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Основные трудности классификации связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров. Понятие жанра всегда – понятие историческое. Связь элементов содержания с элементами композиции, языка и стиха, которую мы находим в том или ином жанре, представляет типическое традиционное единство, сложившееся исторически, в определенных условиях. Выбирая какой-то жанр, писатель исходит из некой жанровой системы, из классификации произведений (здесь можно вспомнить авторские подзаголовки к произведениям. Они «представляют» читателю произведение, отчасти намекают ему как нужно это произведение понимать). Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они, тем не менее, сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По выражению Бахтина, «жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития» . Эта метафора подчеркивает огромную роль жанров в обеспечении литературной преемственности. Сами жанровые обозначения, часто входящие в текст произведения, в его название, являются знаками литературной традиции; они вызывают у читателя определенное жанровое ожидание. Жанр призван дать целостное представление о произведении. Жанр определяется через комплекс признаков. Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) – величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах. В истории всех жанров можно выделить переменные и устойчивые признаки, и именно последние обеспечивают преемственность, позволяют узнать, идентифицировать жанр на протяжении многовековой его истории. Наряду с конкретно-историческим описанием жанров важное место заняли жанровые константы, обеспечивающие жанровую преемственность. В литературном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы которой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Поэтому, как подчеркнул Ю.Н. Тынянов, «изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно» . Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторимый характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведений. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения – поэма, роман и т.д., - стихийно возникавшие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций. Отсюда возможность несоответствий между литературоведческими и писательскими, читательскими жанровыми обозначениями произведений. Война в ранних его произведениях («Звездопад», 1960; «Пастух и пастушка», 1967) получалась «приглаженной». Как говорил автор: «Я всегда думал, что война – это бой, стрельба, рукопашная, там, где-то далеко-далеко. А она вон как – везде и всюду, по всей земле…» . «На войну Астафьев в этот период смотрел как на тяжелое, но романтическое время» . Война в этих произведениях перемежается с мирной жизнью, с «мирными» чувствами и переживаниями героев. Но Астафьева постоянно терзает мысль, что это «другая война»: «Хочу остановиться на таком вопросе, как история Великой Отечественной войны. Сейчас все время говорят о коллективизации, о перегибах при ее проведении. Это тема очень сложная, трагическая. И почти не говорят о том, что мы как-то умудрились не без помощи исторической науки сочинить «другую войну». Во всяком случае, к тому, что написано о войне, за исключением нескольких книг, я как солдат никакого отношения не имею. Я был на совершенно другой войне». В итоге этих размышлений писатель рассказал о том, что накипело в его душе. «Во всеуслышание, в полный накал Астафьев заговорил о горькой цене Великой Победы. Результат известен – на Астафьева дружно ополчились ветераны войны. Причем те самые побратимы-окопники, самые разные люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть войны. Мы опираемся на исследования Лейдермана о произведении, так как он, на наш взгляд, объективно оценивает повесть Астафьева. По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Как мы видим, в повести «Звездопад» именно хроникальный сюжет, а также это произведение по объему нельзя назвать рассказом, поэтому данное произведение по жанру является повестью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Творчество Виктора Астафьева, одного из наиболее крупных русских писателей второй половины XX века, постоянно было в центре внимания не только читателей и критики, но и вызывало широкий общественный резонанс. Ряд исследователей (Н. Иванова, И. Золотусский) ставит вопрос о преобладании художественного или публицистического начала в произведениях В. Астафьева. А. Большакова отмечает разделение на «своё» и «чужое» в военной прозе В. Астафьева. Астафьев обращается к вопросу о цене войны и русской победы, внося изменения в стереотипный образ внешнего врага, перенося центр идейной тяжести на расслоение внутри сталинского общества на «врагов» и «своих». Описывая художественную систему В. Астафьева, исследователи отмечают её контрастность и поляризацию. Отличительной особенностью В.П. Астафьева, вошедшего в литературу в конце 50-х годов, становится принцип правды: во-первых, как идеологический принцип, то есть честность оценки реальности; во-вторых, как художественный принцип непересочиненной реальности, введение реальности в художественный текст, анализ "сырой" реальности. Хотя эстетика вымысла была в его творчестве, было сюжетное, отделенное от прямого авторского комментирования, повествование: "Звездопад" и др. Все же большинство его произведений опирается на прямое обращение к достоверности, к лично пережитым фактам реальности. Астафьевское творчество опирается на художественное претворение реальности, неотделимое от живого авторского осмысления, прямую авторскую рефлексию. Жанр характеризует содержательность формы: "…жанр, как и всякая художественная форма, есть отвердевшее, превратившееся в определенную литературную конструкцию содержание" . Смысл жанровой структуры состоит в создании некоей образной "модели" мира, «мирообъемлющая» семантика структурного ядра жанра и есть то, что обозначают метафорой "память жанра". "Память жанра" - это тот художественный закон, который обязывает писателя при создании произведения вводить свой опыт, свой замысел, свою идею в связь с "целой жизнью" и структурно закреплять эту связь в своем, новом жанре" . Астафьев даёт определение "повесть своему прозаическому произведению "Звездопад. Но и сам писатель ощущает отличие законов организации художественного мира в жанровой форме от традиционных. Отчасти приход Астафьева к жанрам повести и рассказа объясняется влиянием литературного процесса: в конце 50-х годов (по мнению Н.Л. Лейдермана и др.) доминирующим жанром становится рассказ. Основные положения: 1) религиозная, экологическая проблематика в произведениях Астафьева является лишь основой для большего выражения конфликта «своего мира» автора с «чужим миром». 2) Авторский идеал, при неизменности ориентации на основы традиционной крестьянской культуры, эволюционирует от гуманистического наполнения к наполнению религиозному. 3) Изучение эволюции жанра и проблематики произведений о войне позволило увидеть, как происходила эта эволюция: от произведений, которые можно уместить в традиционные определения жанра до многожанровых произведений, жанр которых невозможно определить одной формулой. Таким образом, повесть «Звездопад» это романтическое изображение войны. Тем не менее, уже в этом произведении Астафьев делает ставку на индивидуальное сознание человека, способного открыть принципы своего существования. Проза В.П. Астафьева – глубоко содержательное и художественно значимое явление. Писатель выразил одну из ведущих тенденций развития русской прозы конца ХХ века – поиски новых форм открытого авторского участия в произведении, новых форм и функций публицистики как способа прямой оценки самых сложных сторон народной жизни. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. Авчинникова Н. Проза Виктора Астафьева – М., 1986. – 267 c. 2. Астафьев В.П. Звездопад. // Астафьев В.П. Ясным ли днем: Повести. Рассказы. – М., 1989. - C. 291 – 365. 3. Астафьев В.П. Полуправда нас измучила… // Вопросы истории. 1988. №6. C. 33-35. 4. Белоусенко А. Разговор на фоне новой книги (Из диалога Ирины Ришиной и Виктора Астафьева). // "Литературная газета" – 1995 - 8 февраля - № 6. 5. Большакова А.Ю. «Что жизнь и смерть? А жаль того огня…» К 80-летию Виктора Астафьева. // Астафьевские чтения выпуск третий (19-21 мая 2005 г): Современный мир и Крестьянская Россия. - Пермь, 2005. – C. 35 – 44. 6. Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. Составитель и редактор Т. Я. Бриксман – М., 1999. – 611 c. 7. Година Н.И. Язык Астафьева. // Астафьевские чтения выпуск третий (19-21 мая 2005 г): Современный мир и Крестьянская Россия. - Пермь, 2005. – C. 44 – 47. 8. Гончаров П. А. О периодизации творчества В. Астафьева // Филологические науки. 2003. №6 - С. 16 - 29. 9. Гончаров П. А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов: Монография.- М, 2003. 189 с. 10. Дедков И. Объявление войны и назначение казни // Дружба народов. - 1993. - №10. - С.185-202. 11. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru 12. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russ.ru 13. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru 14. Евсеенко И. Время воспоминаний // Роман-газета. – 2005. - №1. - C. 3. 15. Ершов Л.Ф. Современная социально-философская проза (1970-1980-е годы). – Ленинград,1989. – 32 с. 16. Журавлев С.И. Эта война должна быть последней! (О Викторе Астафьеве) // Журавлев С.И. Память пылающих лет: Соврем. проза о Великой Отечественной войне. - М., 1985. - С. 139-154. 17. Золотухина О.Ю. Особенности религиозного поиска В.П. Астафьева в художественных и публицистических произведениях последнего десятилетия ХХ века // Астафьевские чтения (ноябрь 2008). Время «Веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. – Пермь, 2009. – С. 81-101. 18. Зубков В.А. Прощание: народная Россия в позднем творчестве В.П. Астафьева. // Астафьевские чтения выпуск третий (19-21 мая 2005 г): Современный мир и Крестьянская Россия. - Пермь, 2005. – C. 131 – 137. 19. Кадочников О.П. Правдоискательство – аксиологическое ядро художественной эволюции творчества Виктора Астафьева. // Астафьевские чтения выпуск третий (19-21 мая 2005 г): Современный мир и Крестьянская Россия. - Пермь, 2005. – C. 180 – 189. 20. Курбатов В.Я. Нечаянный портрет. Время в зеркале одного дневника. – Иркутск, 2009. С. 341. 21. Лазарев Л.И. Память трудной годины: Великая Отечественная война в русской литературе. – М., 2000. – 160 с. 22. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. – М., 1992г. – 159 c. 23. Лейдерман Н.Л. Крик сердца (Творческий облик Виктора Астафьева). // Русская литература ХХ века в зеркале критики: Хрестоматия для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. Сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто. – СПб., М., 2003. – C. 375 – 409. 24. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Виктор Астафьев. // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века (1950 – 1990-е годы): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 2. 1968 - 1990. 5-е изд., стер. – М., 2010. – C. 97 – 135. 25. Литература и современность: Сборник 24-25. Статьи о литературе 1986 – 1987 гг. Редкол.: А.Бочаров, Ф.Кузнецов, Л.Лавлинский и др.; Сост. А.Коган. – М., 1989. – 622 с. 26. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. - М., 2002. - С. 41. 27. Ревенко И.В. «Мир города» и «мир деревни» в военной прозе Астафьева. // Астафьевские чтения выпуск третий (19-21 мая 2005 г): Современный мир и Крестьянская Россия. - Пермь, 2005. – C. 170 – 173. 28. Серафимова В. Д. Виктор Петрович Астафьев // Серафимова В. Д. Русская литература ХХ в. (вторая половина): учеб. материалы: 10–11 кл. – М., 2002. – Ч. 1. – С. 212–237. 29. Шелгунова О. Нравственно философская проблематика творчества В.Астафьева. – М., 1995. – c.

Категория: Чтение с увлечением | Добавил: (19.10.2015) | Автор: Нестеров Алексей Николаевич E
Просмотров: 2153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск